Турист Вера (Vera2012)
Вера
была 21 сентября 7:29
Фотоальбом

Гонконг. Сад Нан Лиан и монастырь Чи Лин

Любителям классических китайских садов стоит увидеть сад Нан Лиан (Nan Lian Garden), расположенный на Diamand Hill (Коулун). Он был открыт для посещеения совсем недавно - в 2006 году.

Nan Lian Garden создан в стиле садов династии Тан (Tang, 618-907 гг н.э.) - самой "художественной" из всех китайских династий. Восхитительно прекрасный, изысканный, он запомнится вам надолго.

За "юным" садом "присматривает" его "старший друг" женский монастырь Чи Лин (Chi Lin Nunnery), расположенный через дорогу от сада и соединяющийся с ним надземным переходом, декорированным бонсаями. Сегодня представить монастырь и сад друг без друга невозможно: по сути, это единый, объединенный стилистически комплекс. Но когда я туда направлялась, я еще не знала этого, и решила начать осмотр комплекса с монастыря, оставив сад "на десерт"

Это  вход  на территорию монастыря. Дорожки к храмам монастыря пролегают через минипарк.
Это вход на территорию монастыря. Дорожки к храмам монастыря пролегают через минипарк.
Вход в храмовый комплекс  монастыря
Вход в храмовый комплекс монастыря
Вход в храмовый комплекс монастыря
Вход в храмовый комплекс монастыря
Вход в храмовый комплекс монастыря
Вход в храмовый комплекс монастыря
Монастырь Чи лин был основан в 1934 году. 
Он примечателен не только своей элегантной красотой, но и тем, что все его деревянные строения были выполнены без единого гвоздя, т.е. с использованием  традиционного китайского способа  Династии Тан, когда балки зданий удерживались с помощью специальной системы блокировок. Это единственный в таком роде  комплекс в Гонконге.
Монастырь Чи лин был основан в 1934 году. Он примечателен не только своей элегантной красотой, но и тем, что все его деревянные строения были выполнены без единого гвоздя, т.е. с использованием традиционного китайского способа Династии Тан, когда балки зданий удерживались с помощью специальной системы блокировок. Это единственный в таком роде комплекс в Гонконге.
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
По счастью, я увидела табличку "NO photo!" уже отсняв алтари в храмах монастыря. Т.е. ничто не "препятствовало" моей фотосессии:)
По счастью, я увидела табличку "NO photo!" уже отсняв алтари в храмах монастыря. Т.е. ничто не "препятствовало" моей фотосессии:)
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Вид на пруды с лотосами, находящимися внутри храмового комплекса монастыря. Прямо по центру - ворота на надземный переход к Саду Нан Лиан
Вид на пруды с лотосами, находящимися внутри храмового комплекса монастыря. Прямо по центру - ворота на надземный переход к Саду Нан Лиан
Территория монастыря
Территория монастыря
Пруды на территории монастыря
Пруды на территории монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Территория монастыря
Надземный переход к Саду Нан Лиан (вид со стороны монастыря)
Надземный переход к Саду Нан Лиан (вид со стороны монастыря)
Надземный переход к Саду Нан Лиан
Надземный переход к Саду Нан Лиан
Надземный переход к Саду Нан Лиан
Надземный переход к Саду Нан Лиан
Надземный переход к Саду Нан Лиан (вид со стороны сада)
Надземный переход к Саду Нан Лиан (вид со стороны сада)
Спуск в сад
Спуск в сад
Первое, что бросается в глаза в Nan Lian Garden, это культ камня. Камни в традиционных китайских садах – обязательный атрибут, но такого количества камней я не видела ни в одном из парков Гонконга. "Мысли беззвучны, слова не доносят их сути. Обо всем тебе скажет лишь камень, Безмолвно пред взором лежащий"
Первое, что бросается в глаза в Nan Lian Garden, это культ камня. Камни в традиционных китайских садах – обязательный атрибут, но такого количества камней я не видела ни в одном из парков Гонконга. "Мысли беззвучны, слова не доносят их сути. Обо всем тебе скажет лишь камень, Безмолвно пред взором лежащий"
Искусство суйсеки («суй»- вода, «секи»- камень) возникло в Китае более тысячи лет назад. Оттуда оно распространилось в соседние страны – в Японию и Корею. Nan Lian Garden является наглядным воплощением этого искусства.
Искусство суйсеки («суй»- вода, «секи»- камень) возникло в Китае более тысячи лет назад. Оттуда оно распространилось в соседние страны – в Японию и Корею. Nan Lian Garden является наглядным воплощением этого искусства.
Одиноко растущее дерево ничем не хуже рощи. Можно любоваться его формой и корой, листьями и цветками. Согласно канонам классического китайского сада, деревья с раскидистыми, горизонтально ориентированными ветвями (кедр, ель) следует сажать в одиночестве.
Одиноко растущее дерево ничем не хуже рощи. Можно любоваться его формой и корой, листьями и цветками. Согласно канонам классического китайского сада, деревья с раскидистыми, горизонтально ориентированными ветвями (кедр, ель) следует сажать в одиночестве.
Интерес китайцев к собиранию камней для религиозных и эстетических целей восходит ко времени правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), когда китайские мыслители начали использовать большие камни для украшения своих садов и двориков. Упоминания о «садовых» камнях встречаются также в поэмах, датированных временем правления династии Танг (618- 907 г.г.). 
Начиная с правления династии Сонг (960- 1270 г.г.) образованные и тонкие в художественном смысле китайцы начали ценить небольшие одиночные декоративные камни, назвав их Гонгши. С течением времени каллиграфы, писатели, поэты, художники Китая, даосские монахи пожелали, чтобы в их студиях, где они пишут или рисуют, находились и эти камни, похожие на горы, обработанные самой природой, позволяющие им здесь же заниматься и медитативными практиками. Камни меньшего размера стали очень популярны среди писателей и представителей Императорского двора, их дарили друг другу, а также преподносили представителям королевских династий других стран, например, Японии. С тех пор искусство Гонгши живет уже более 1000 лет.
Интерес китайцев к собиранию камней для религиозных и эстетических целей восходит ко времени правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), когда китайские мыслители начали использовать большие камни для украшения своих садов и двориков. Упоминания о «садовых» камнях встречаются также в поэмах, датированных временем правления династии Танг (618- 907 г.г.). Начиная с правления династии Сонг (960- 1270 г.г.) образованные и тонкие в художественном смысле китайцы начали ценить небольшие одиночные декоративные камни, назвав их Гонгши. С течением времени каллиграфы, писатели, поэты, художники Китая, даосские монахи пожелали, чтобы в их студиях, где они пишут или рисуют, находились и эти камни, похожие на горы, обработанные самой природой, позволяющие им здесь же заниматься и медитативными практиками. Камни меньшего размера стали очень популярны среди писателей и представителей Императорского двора, их дарили друг другу, а также преподносили представителям королевских династий других стран, например, Японии. С тех пор искусство Гонгши живет уже более 1000 лет.
В древних китайских текстах говорится: «Скалы вдохновляют мысли о древности и времени, в то время как поток воды дает ощущение перемен и пространства. Сад не должен быть без них. Они -остов сада». В Nan Lian Garden имеется павильон The Rockery (Рокарий). Рокарий - это коллекция горных пород, выкопанных из Красной реки (южный Китай)
В древних китайских текстах говорится: «Скалы вдохновляют мысли о древности и времени, в то время как поток воды дает ощущение перемен и пространства. Сад не должен быть без них. Они -остов сада». В Nan Lian Garden имеется павильон The Rockery (Рокарий). Рокарий - это коллекция горных пород, выкопанных из Красной реки (южный Китай)
ЭСТЕТИКА ФОРМЫ
Все Суйсеки должны нам своей формой что-то напоминать. В идеале это что-то - горы, водопады, каньоны, утёсы и прочие природные ландшафты и явления. Иногда Суйсеки напоминают по форме людей или животных, что тоже допустимо. Наконец, бывают камни абсолютно абстрактных форм, не вызывающие в памяти ни одной ассоциации с чем-то реально существующим. Тогда их относят к категории чушо-секи (хотя, строго говоря, согласно классической системы классификации, чушо-секи – камни с абстрактным рисунком поверхности, а не формы). 
В Рокарии.
ЭСТЕТИКА ФОРМЫ Все Суйсеки должны нам своей формой что-то напоминать. В идеале это что-то - горы, водопады, каньоны, утёсы и прочие природные ландшафты и явления. Иногда Суйсеки напоминают по форме людей или животных, что тоже допустимо. Наконец, бывают камни абсолютно абстрактных форм, не вызывающие в памяти ни одной ассоциации с чем-то реально существующим. Тогда их относят к категории чушо-секи (хотя, строго говоря, согласно классической системы классификации, чушо-секи – камни с абстрактным рисунком поверхности, а не формы). В Рокарии.
В Рокарии.
В Рокарии.
ЭСТЕТИКА РИСУНКА ПОВЕРХНОСТИ Поверхность Суйсеки может быть гладкой, может быть шероховатой, но какой бы она ни была – она должна быть гармоничной по отношению ко всему камню. Именно поверхность, её текстура «ответственна» за озёра, водопады, ледники и цветочные поля на камне – за самые чудесные детали, маленькие чёрточки, придающие особое очарование камню. И на рынке цены на «hadame», то есть на сильно текстурированные Суйсеки, высоки. (В Рокарии
ЭСТЕТИКА РИСУНКА ПОВЕРХНОСТИ Поверхность Суйсеки может быть гладкой, может быть шероховатой, но какой бы она ни была – она должна быть гармоничной по отношению ко всему камню. Именно поверхность, её текстура «ответственна» за озёра, водопады, ледники и цветочные поля на камне – за самые чудесные детали, маленькие чёрточки, придающие особое очарование камню. И на рынке цены на «hadame», то есть на сильно текстурированные Суйсеки, высоки. (В Рокарии
ЭСТЕТИКА ПАТИНЫ
В течение всего времени жизни камня меняется глянец его поверхности. Сначала свой вклад вносит природа, затем – люди, им владеющие, всегда стремящиеся начистить его до блеска.
Патина на камне – всё равно, что блеск на прекрасной антикварной мебели. Если у вас есть такой Суйсеки, вы уверенно можете сообщить своим друзьям, что он «шикарен».
(В Рокарии)
ЭСТЕТИКА ПАТИНЫ В течение всего времени жизни камня меняется глянец его поверхности. Сначала свой вклад вносит природа, затем – люди, им владеющие, всегда стремящиеся начистить его до блеска. Патина на камне – всё равно, что блеск на прекрасной антикварной мебели. Если у вас есть такой Суйсеки, вы уверенно можете сообщить своим друзьям, что он «шикарен». (В Рокарии)
 ЭСТЕТИКА ЦВЕТА
Цвет Суйсеки даёт импульс воображению наблюдателя. Не все страны могут похвастаться многообразием камней по цвету, поэтому нужно присматриваться к тому, что вы можете найти буквально «на своём заднем дворе». Если эти камни привлекают ваше внимание ещё по какому-то критерию, особенно, если они интересной формы, то вы – обладатель потенциального Суйсеки.
(В Рокарии)
ЭСТЕТИКА ЦВЕТА Цвет Суйсеки даёт импульс воображению наблюдателя. Не все страны могут похвастаться многообразием камней по цвету, поэтому нужно присматриваться к тому, что вы можете найти буквально «на своём заднем дворе». Если эти камни привлекают ваше внимание ещё по какому-то критерию, особенно, если они интересной формы, то вы – обладатель потенциального Суйсеки. (В Рокарии)
Вид на сад из павильона The Rockery
Вид на сад из павильона The Rockery
ГАРМОНИЯ и БАЛАНС
При первом взгляде на Суйсеки высокого качества вы ощущаете единство всего камня, его цельность, основательность, надёжность, а также некоторое напряжение, исходящее от него. Камень должен прочно и уверенно «сидеть» в своей дайзе, не выглядеть падающим или утопающим в ней. Цвет, текстура, патина камня, его форма должны сливаться в единое нечто, прекрасную субстанцию, очаровывающую ваш глаз (перед входом в Рокарий)
ГАРМОНИЯ и БАЛАНС При первом взгляде на Суйсеки высокого качества вы ощущаете единство всего камня, его цельность, основательность, надёжность, а также некоторое напряжение, исходящее от него. Камень должен прочно и уверенно «сидеть» в своей дайзе, не выглядеть падающим или утопающим в ней. Цвет, текстура, патина камня, его форма должны сливаться в единое нечто, прекрасную субстанцию, очаровывающую ваш глаз (перед входом в Рокарий)
По представлениям китайцев, камень являл собой мужское начало ян, а вода - женское начало инь.
Вода символизирует непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, это-зеркало мира, т.е. «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения». 
В связи с этим вода должна была быть представлена в саду в двух ипостасях: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады, искусственные потоки, ручьи).
По представлениям китайцев, камень являл собой мужское начало ян, а вода - женское начало инь. Вода символизирует непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, это-зеркало мира, т.е. «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения». В связи с этим вода должна была быть представлена в саду в двух ипостасях: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады, искусственные потоки, ручьи).
Стоячая вода обладает способностью накопления животворной энергии ци и передачи ее зрителю, струящаяся - считается мощнейшим проводником ци. Распространена практика разведения в воде пруда красных и черных рыбок, своим цветом символизирующих полярность начал инь и ян.
Стоячая вода обладает способностью накопления животворной энергии ци и передачи ее зрителю, струящаяся - считается мощнейшим проводником ци. Распространена практика разведения в воде пруда красных и черных рыбок, своим цветом символизирующих полярность начал инь и ян.
Павильоны и беседки должны были возводиться с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию
Павильоны и беседки должны были возводиться с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию
Принцип расстановки камней: «Большой камень и маленький связаны между собой, словно шахматные фигуры на доске. Маленькие камни возле воды подобны стайке детей, охвативших расставленными руками гору-маму. В горах большой камень будто ведет детей. В этом и состоит родство между камнями...». Камни в китайском пейзаже и в саду представлялись «живыми»
Принцип расстановки камней: «Большой камень и маленький связаны между собой, словно шахматные фигуры на доске. Маленькие камни возле воды подобны стайке детей, охвативших расставленными руками гору-маму. В горах большой камень будто ведет детей. В этом и состоит родство между камнями...». Камни в китайском пейзаже и в саду представлялись «живыми»
В саду имеется керамическая мастерская по изготовлению традиционной посуды. Но в день моего визита она не работала. Я покрутилась во внутреннем дворике мастерской, полюбовалась причудливым деревом и не менее причудливым камнем, услышав русскую речь, попросила девушек сфотографировать меня.
В саду имеется керамическая мастерская по изготовлению традиционной посуды. Но в день моего визита она не работала. Я покрутилась во внутреннем дворике мастерской, полюбовалась причудливым деревом и не менее причудливым камнем, услышав русскую речь, попросила девушек сфотографировать меня.
Внутренний дворик керамической мастерской.
Особое внимание в садах Китая уделяется камням причудливой формы - они считаются воплощением жизненной силы космоса. Здесь под стать камню еще и причудливой формы дерево:)
Внутренний дворик керамической мастерской. Особое внимание в садах Китая уделяется камням причудливой формы - они считаются воплощением жизненной силы космоса. Здесь под стать камню еще и причудливой формы дерево:)
В Китае сад, который не был ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной компоновке (по фен-шуй), представлял собой в этом смысле идеальную схему фэн-шуй. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы эстетически была подчинена требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды. Nan Lian Garden в этом смысле оказался самым ярко выраженным фэншуйным садом, увиденным мною в Гонконге, хотя описанные принципы фэншуй вы увидите и в  других парках города: Hong Kong Park, Kowloon Walled City Park, Kowloon Park и т.д.
В Китае сад, который не был ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной компоновке (по фен-шуй), представлял собой в этом смысле идеальную схему фэн-шуй. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы эстетически была подчинена требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды. Nan Lian Garden в этом смысле оказался самым ярко выраженным фэншуйным садом, увиденным мною в Гонконге, хотя описанные принципы фэншуй вы увидите и в других парках города: Hong Kong Park, Kowloon Walled City Park, Kowloon Park и т.д.
Кто скажет, что это не восхитительно?
Кто скажет, что это не восхитительно?

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому